Кодекс корпоративной этики федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия»

Принято на ученом совете ФГБОУ ВО Костромской ГСХА 20 мая 2015 года (протокол №5)
Утверждено ректором ФГБОУ ВО Костромской ГСХА Зудиным С.Ю. 20 мая 2015 года

 

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

1.1. Кодекс корпоративной этики (далее - Кодекс) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» является локальным нормативным актом, который определяет принципы, правила и нормы делового общения и поведения в федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» (далее - Академия).

1.2. В рамках настоящего Кодекса используются следующие понятия и определения:

Работодатель - Академия в лице ректора и иных руководителей, уполномоченных представлять Академию в соответствии с Уставом, локальными нормативными актами, доверенностями.

Администрация Академии - ректор, проректоры.

Профессорско-преподавательский состав - деканы факультетов, заведующие кафедрами, профессора, доценты, старшие преподаватели, преподаватели и ассистенты, осуществляющие научно­-образовательную деятельность в Академии (далее - Преподаватели).

Работники - администрация Академии, профессорско­-преподавательский состав и прочий обслуживающий персонал (учебно-­вспомогательный, административно-управленческий, хозяйственный и иной персонал).

Обучающиеся - студенты, аспиранты, слушатели и другие категории лиц, обучающиеся в Академии в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Коррупция - злоупотребление должностными полномочиями, дача взятки, получение взятки либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства, отдельных граждан, в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных деяний от имени или в интересах Академии.

Конфликт интересов - ситуация, при которой возникает противоречие между заинтересованностью работника Академии в получении материальной или личной выгоды и правами и законными интересами Обучающихся, граждан, организаций, общества или государства, что может повлиять на надлежащее исполнение работником Академии должностных обязанностей.

1.3. Кодекс вводится с целью укрепления и развития организационной культуры Академии; формирования лояльности; понимания миссии и целей Академии; повышения уровня мотивации Работников и обучающихся, для обеспечения сознательной поддержки стратегии и основных программ деятельности Академии, направленных на улучшение качества подготовки специалистов и повышения престижа Академии на российском и международном образовательном пространстве.

1.4. Кодекс един для всего коллектива Академии и его филиалов. Работники Академии и Обучающиеся добровольно принимают на себя обязательства по соблюдению принципов, норм и правил делового общения и поведения, установленных данным Кодексом.

 

2. СФЕРА ПРИМЕНЕНИЯ

2.1. Настоящий Кодекс разработан на основе законодательства Российской Федерации, Гражданского кодекса РФ, общепризнанных нравственных и этических принципов и норм, Устава и Правил внутреннего распорядка Академии, иных нормативно-правовых документов.

2.2. Кодекс принимается Ученым советом и утверждается ректором с учетом мнения Первичной  профсоюзной организации студентов и сотрудников ФГБОУ ВО Костромская ГСХА. Внесение изменений и дополнений в Кодекс определяется порядком его принятия.

2.3. Кодекс содержит морально-этические нормы и правила поведения, распространяющиеся на всех работников и обучающихся Академии, особенности взаимоотношения участников образовательного процесса, принципы решения конфликтных ситуаций, нормы эффективного и делового общения.

2.4. Кодекс направлен на повышение репутации и имиджа Академии, на поддержку соответствующих стандартов поведения и уважительных отношений как между работниками и обучающимися, так и внутри этих коллективов.

2.5. Академия заинтересована в соблюдении принципов и норм Кодекса во взаимоотношениях с внешней средой: образовательными и научными учреждениями, общественными организациями, государственными и коммерческими структурами, средствами массовой информации, деловыми партнерами, другими коллективами и частными лицами.

 

3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ

Деятельность Академии должна быть направлена на:

3.1. Развитие культуры общения, позволяющей Работникам воспринимать Обучающихся не как «клиентов», а как членов коллектива со своими интересами и потребностями;

3.2. Поддержание культурных традиций для развития Академии как научно-педагогического учреждения высшего образования, так и учебного заведения высокой культуры;

3.3. Создание системы коммуникаций и открытого информационного пространства вокруг элементов организационной культуры;

3.4. Развитие чувства патриотизма и гордости за свою Академию у всех работников и обучающихся;

3.5.Сохранение истории и поддержание традиций Академии, высоких морально-нравственных принципов, выработанных предыдущими поколениями обучающихся и работников;

3.6. Проявление заботы о престиже и имидже Академии;

3.7. Искоренение условий для коррупции в учебно-образовательном процессе и иной деятельности в Академии.

 

4. ПРИНЦИПЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

4.1. Администрация и работники Академии должны принимать участие в адаптации и развитии каждого работника и обучающегося, создавать условия для раскрытия его творческого и интеллектуального потенциала.

4.2. Для достижения наилучших результатов в работе Академии приветствуется и поощряется кооперация и активное взаимодействие работников и обучающихся, всех подразделений Академии, включая филиалы.

4.3. Поощряются различные формы организационных взаимоотношений работников Академии, обучающихся, кафедр, отделов и других подразделений: совместное выполнение проектов, обсуждение и решение рабочих вопросов, проведение досуговых и иных мероприятий.

 

5. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ РАБОТНИКАМИ

5.1. Основной принцип, которым руководствуются все работники и обучающиеся - взаимное уважение, основанное на деловой этике, справедливости и честности в отношениях между членами коллектива.

5.2. Отношения внутри коллектива строятся на принципах сплоченности, взаимовыручки, сотрудничества, поддержании благоприятного климата для эффективной работы и досуга.

5.3. Не допускаются грубость, сквернословие, ущемление чести и достоинства других лиц, нанесение им морального или материального ущерба, совершение противоправных действий.

5.4. Профессионализм и конструктивное сотрудничество являются приоритетными факторами эффективности деятельности Академии. Работники Академии должны способствовать установлению деловых и товарищеских взаимоотношении, как в своем коллективе, так и между структурными подразделениями.

5.5. При разрешении возникающих во время рабочего процесса проблем работники Академии в первую очередь должны руководствоваться принципами объективности и справедливости, правилами настоящего Кодекса и другими правилами, защищающими гражданские права личности.

5.6. При возникновении конфликтной ситуации между подразделениями, приоритетным направлением решения конфликта является учет интересов Академии в целом.

5.7. Не допускается обсуждение работниками недостатков и личной жизни своих коллег.

5.8. Все работники должны содействовать созданию и укреплению хорошей репутации Академии и воздерживаться от поведения, которое может нанести ущерб данной репутации. Это предполагает, что работник в своем поведении и профессиональной деятельности стремится неуклонно исполнять свои должностные обязанности, установленные нормы и общепринятые правила поведения и деловой этики.

5.9. Поведение работника и обучающегося всегда и при любых обстоятельствах должно быть безупречным, соответствовать высоким стандартам профессионализма и нравственно-этическим принципам. Ничто не должно порочить деловую репутацию и авторитет работника и обучающегося.

5.10. Работнику предписывается: постоянно контролировать свое поведение, чувства и эмоции, не позволяя личным симпатиям или антипатиям, неприязни, настроению или дружеским чувствам влиять на служебные решения, уметь предвидеть последствия своих действий и решений; обращаться одинаково корректно с коллегами, руководством и обучающимися независимо от их служебного или социального положения.

5.11. Работники обязаны придерживаться безупречных норм личного и профессионального поведения, выполняя свою работу квалифицированно и добросовестно. Они должны быть независимы в своих выводах и решениях, основанием для которых может быть только проверенная и объективная информация, но не предвзятость или оказываемое на них давление.

В процессе телефонного общения должны быть соблюдены следующие правила:

-   На входящие звонки следует отвечать как можно быстрее, при ответе называть свое имя.

-   При звонке в подразделения Университета работнику необходимо назвать свое имя и должность (либо наименование подразделения), а также поинтересоваться, может ли собеседник в данный момент уделить время разговору.

-   При звонке в другие организации необходимо назвать свою фамилию и имя, должность, озвучить название Университета, спросить, удобно ли собеседнику разговаривать в данный момент.

-   Заканчивать разговор, как правило, должен позвонивший.

-   Если вопрос, по которому Работнику необходимо связаться с коллегами или внешними представителями не является срочным, следует отдавать предпочтение связи по электронной почте. Если же вопрос является срочным, однако при этом необходимо донести до собеседника большой объем информации, то телефонный звонок должен быть предварен электронным сообщением, содержащим эту информацию в необходимом объеме.

-   Обсуждение с коллегами личных вопросов, решение личных проблем, а также личные разговоры по телефону в рабочее время расцениваются как нерегламентированные перерывы.

 

6. ВЗАИМООТНОШЕНИЯ МЕЖДУ АДМИНИСТРАЦИЕЙ И РАБОТНИКАМИ

6.1. Академия строит отношения со своими работниками на принципах долгосрочного взаимодействия, уважения и четкого исполнения взаимных обязательств. И работник, и работодатель обязаны учитывать в своей деятельности все условия, указанные в трудовом договоре.

6.2. Руководителям следует быть образцом профессионализма, иметь безупречную репутацию, служить примером справедливости, доброжелательности и внимательности к людям, способствовать формированию в коллективе благоприятного для эффективной работы морально-психологического климата. Руководитель не вправе перекладывать свою ответственность на коллег и подчиненных.

6.3. При общении по рабочим вопросам руководства и подчиненных недопустимы попытки давления с любой стороны, а также выработка решений, не соответствующих принципам справедливости и интересам Академии. Между работниками одного должностного уровня допускается разрешение проблем в рабочем порядке, если это способствует наиболее эффективной работе. Приветствуется решение текущих вопросов работниками одного уровня без привлечения руководства (в пределах их компетенции).

6.4. Администрацией учитываются личные интересы работников и их ценностные приоритеты, уделяется внимание развитию потенциала работника, обеспечению его социальных гарантий.

6.5. Все работники Академии имеют равные права и возможности в области карьерного роста, возможности для самореализации. Схема карьерного роста одинакова для всех работников.

6.6. Работник Академии - во-первых, личность, поэтому отношения с руководством и в коллективе должны строиться на принципах равенства и взаимного уважения, принимая во внимание индивидуальные особенности партнера. Во-вторых, - профессионал своего дела, поэтому руководством Академии и самим работником должны осуществляться меры по саморазвитию, формированию профессиональных компетенций.

6.7. Работники могут совмещать свою трудовую деятельность в Академии с работой в другой организации, если это не мешает качественному исполнению обязанностей и не наносит ущерба интересам Академии.

6.8. Работники заинтересованы в обмене знаниями, проведении научных исследований, разработке новых подходов к образовательному и научному процессам, ориентируясь при этом на цели и задачи развития Академии, сохраняя приоритеты его интеллектуальной собственности.

6.9. Работники не предпринимают действий, наносящих урон интересам Академии, пресекают любые попытки опорочить его честь и авторитет, никогда не используют служебную информацию в целях личной выгоды, либо с целью нанесения ущерба интересам и деловой репутации Академии.

6.10. Работники могут открыто высказывать свое мнение и обращаться с заявлениями и предложениями к Администрации Академии и в структурные подразделения по вопросам учебно-воспитательной, научной работы и организации внутренней жизни вуза.

6.11. Администрацией приветствуются предложения профессорско - преподавательского состава по совершенствованию учебно-воспитательного и научного процесса, внедрению эффективных форм и методов обучения, ведения научного процесса, основанных на российском и зарубежном опыте.

6.12. Профессорско-преподавательский состав должен постоянно совершенствовать собственные компетенции (культурные, коммуникативные, социальные и т.д.), повышать уровень своей квалификации и практического мастерства, стремиться к высокому уровню профессионализма, обеспечивающему создание высококачественной научно - исследовательской продукции, востребованной на международном, Российском и региональном рынке; в процессе обучения студентов использовать соответствующие реалиям, актуальные программы и технологии обучения.

Если работник считает, что он не обладает должной компетентностью для выполнения порученного задания, он обязан поставить в известность об этом своего непосредственного руководителя.

 

7. ВЗАИМОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ПРЕПОДАВАТЕЛЯМИ И ОБУЧАЮЩИМИСЯ

7.1. При общении преподаватели и обучающиеся обязаны не допускать неуважительного отношения друг к другу, не использовать ненормативную лексику.

7.2. Преподаватели и обучающиеся обязаны поддерживать гармоничные отношения, основанные на сотрудничестве и взаимоподдержке.

7.3. В случае опоздания обучающийся должен извиниться, не привлекая внимания, и занять ближайшее свободное место в аудитории. Преподаватель имеет право удалить обучающегося с занятия за нарушение дисциплины. Обучающийся обязан подчиниться, не вступая в пререкания. После занятий нужно вежливо объясниться и извиниться перед преподавателем.

7.4. В случае конфликтного поведения со стороны обучающегося преподавателю необходимо принять меры для того, чтобы снять эмоциональное напряжение обучающегося, а затем спокойно разъяснить ему порядок решения вопроса.

7.5. Преподаватель должен быть заинтересован в получении обучающимся информации по предмету в полном объеме.

В связи с этим обучающиеся имеют право заблаговременно ознакомиться с содержанием учебно-методических комплексов дисциплин и специальностей (направлений подготовки). Также заранее обучающиеся должны знать о возможности и источниках получения информации для самостоятельной подготовки.

При подготовке к выполнению практических заданий обучающийся должен четко знать алгоритм выполнения работы, понимать критерии оценки. Условия получения каждой оценки и возможности пересдачи должны быть формализованы и заранее оговорены.

7.6. Преподаватель не должен:

-   унижать личное достоинство обучающегося, а именно: повышать голос при разговоре с обучающимся, применять нецензурную лексику, обзывать обучающегося, намеренно искажать их имена и фамилии, делать публичные замечания о внешности и одежде обучающегося, публично обсуждать личную жизнь обучающегося или их личностные недостатки;

-   отказываться от объяснения сложного материала, ссылаясь на личностные и психологические недостатки обучающегося, а также из-за отсутствия времени для объяснения. При действительном отсутствии времени необходимо оговорить время консультации, удобное для преподавателя и обучающегося;

-   выдвигать для сдачи экзамена или зачёта чрезмерно завышенные требования, выходящие за рамки учебной программы;

-   изменять критерии оценивания или условия пересдачи экзамена или зачета, руководствуясь своим настроением и личными отношением к обучающемуся;

-   обсуждать с обучающимися профессиональные и личностные недостатки своих коллег;

-   требовать дополнительную плату за образовательные услуги (консультации, подготовка к олимпиаде и т.д.);

-   проводить на учебных занятиях явную политическую или религиозную агитацию;

-   использовать служебное положение в своих личных целях; относиться с привилегиями к обучающимся имеющим с преподавателем личное родство или знакомство;

-   употреблять алкогольные напитки накануне и во время исполнения должностных обязанностей;

-   курить в корпусах и на прилегающих территориях Академии.

7.7. Обучающийся не должен:

-   участвовать в любых действиях, сопряженных с обманом, нечестностью или введением в заблуждение преподавателей;

-   получать, предоставлять, использовать постороннюю помощь во время сдачи экзамена или зачета, выполнения или защиты письменных работ и т.п.;

-   неуважительно вести себя по отношению к работникам и другим обучающимся, а именно: применять нецензурную лексику, публично обсуждать их личную жизнь или личностные качества;

-   пропускать занятия или опаздывать на них без уважительной причины;

-   пользоваться телефоном и заниматься посторонними делами во время занятий;

-   покидать аудиторию во время занятий без разрешения преподавателя;

-   склонять преподавателя к получению дополнительной платы за образовательные услуги;

-   употреблять алкогольные напитки накануне и во время занятий;

-   курить в корпусах и на прилегающих территориях Академии.

 

 

8. ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ И ОБУЧАЮЩИХСЯ

8.1. Все работники и обучающиеся Академии должны исполнять Устав, Правила внутреннего распорядка, локальные нормативные акты и правила трудовой дисциплины.

8.2. Работники и обучающиеся обязаны вовремя приходить на работу и учебу.

8.3. В Академии принято обращаться друг к другу на «Вы», приветствовать друг друга при встрече, вне зависимости от возраста или статуса человека.

8.4. Если у входных дверей образовалась очередь, Обучающиеся должны пропускать преподавателей, мужчины - женщин.

8.5. Мужчинам по отношению к женщинам следует проявлять внимание и такт, быть предупредительным и вежливым при выполнении должностных обязанностей и в повседневной жизни.

8.6. В Академии предпочтителен деловой стиль в одежде. Главное требование к одежде - опрятность и аккуратность.

Запрещено приходить на занятия в спортивной одежде (исключение составляют занятия по физической культуре и спорту), в вечерних туалетах, в чрезмерно откровенных или дорогих нарядах.

Мужчины не должны находиться в помещении в головном уборе.

8.7. Принимать пищу следует в специально предназначенных для этого местах. Недопустимо оставлять мусор на учебных столах, плевать и сорить, оставлять жевательную резинку.

8.8. При проведении культурно-массовых мероприятий в Академии работники и обучающиеся должны проявлять заинтересованность, оказывать поддержку и содействие в их проведении, и по возможности посещать обозначенные мероприятия.

8.9. Во время учебных занятий и любых официальных мероприятий не допускаются телефонные переговоры, звуковой сигнал мобильного телефона должен быть отключен.

8.10. На различных мероприятиях: собраниях, торжественных заседаниях, деловых встречах, концертах, праздниках - необходимо относиться к выступающим с уважением, соблюдать тишину и порядок. В случае необходимости разрешается покидать зал в паузах между выступлениями.

8.11. Работники и обучающиеся обязаны следить за состоянием и сохранностью материально-технической базы Академии.

 

9. ПРАВИЛА ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ВНЕШНИМИ СТРУКТУРАМИ И СРЕДСТВАМИ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ

9.1. При взаимодействии с внешними структурами Академия выступает за открытые и честные взаимоотношения, придерживается высоких стандартов деловой этики.

В отношениях с внешними структурами Академии руководствуется следующими принципами:

-   ответственность и последовательность при исполнении своих обязательств;

-   следование этическим принципам;

-   достоверность предоставляемой информации;

-   открытость и прозрачность предоставляемой информации;

-   поиск компромиссов в случае возникновения разногласий и споров.

Работники и обучающиеся, выступающие от имени Академии, соблюдают нормы и правила делового поведения.

9.2. Академия выступает за открытые и честные взаимоотношения со средствами массовой информации.

При взаимодействии со средствами массовой информации работники и обучающиеся Академии:

-   действуют в интересах Академии, поддерживают его имидж, не предпринимают действий, наносящих урон интересам вуза;

-   должны воздерживаться от дискредитации Академии в общении с третьими лицами;

-   не допускать использования не по назначению информации, полученной в ходе выполнения своих обязанностей;

-   не допускать распространения недостоверной информации, сокрытия или искажения фактов своей деятельности.

 

10. НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЙ СТАНДАРТ АНТИКОРРУПЦИОННОГО ПОВЕДЕНИЯ РАБОТНИКОВ  АКАДЕМИИ

10.1. Коррупционно опасным поведением применительно к Кодексу считается такое действие или бездействие работника, которое в ситуации конфликта интересов создает предпосылки и условия для получения им корыстной выгоды и (или) преимуществ как для себя, так и для иных лиц, организаций, учреждений, чьи интересы прямо или косвенно отстаиваются работником, незаконно использующим свое должностное положение.

10.2. Коррупционно опасной является любая ситуация в профессиональной деятельности, создающая возможность нарушения правовых норм установленных для работника законодательством Российской Федерации и локальными нормативно-правовыми актами.

10.3. Работникам, независимо от занимаемой ими должности, следует предпринимать меры антикоррупционной защиты, состоящие в предотвращении и решительном преодолении коррупционно опасных ситуаций и их последствий.

10.4. Нравственный долг предписывает работнику безотлагательно докладывать непосредственному руководителю о всех случаях обращения к нему каких-либо лиц в целях склонения его к совершению коррупционных правонарушений.

10.5. Нравственная порядочность, неподкупность работника, его преданность интересам Академии, верность профессиональному долгу составляют основу нравственно-этического стандарта антикоррупционного поведения.

 

11.ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ И РАЗРЕШЕНИЕ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ И СПОРОВ

11.1. Эффективное функционирование Академии предполагает четкое разделение обязанностей работников, что позволит в большей мере избегать конфликтных ситуаций.

11.2. В Академии приветствуется решение конфликтов при помощи конструктивных переговоров, поощряется предупреждение потенциально конфликтных ситуаций.

11.3. Разрешение конфликта производится таким образом, чтобы возможный ущерб от него для деятельности Академии был минимальным. Возникшая конфликтная ситуация разрешается в допустимо короткие сроки и как можно ближе к тому уровню, на котором она произошла.

11.4. При возникновении конфликтов с внешними структурами работники в первую очередь учитывают интересы Академии и действуют в интересах работников и обучающихся.

11.5. Работники в ходе выполнения своих должностных обязанностей могут столкнуться с конфликтными ситуациями, вызванными:

-   давлением со стороны руководителя;

-   отношениями семейного или личного характера, используемыми для воздействия на профессиональную деятельность работника;

-   просьбами и требованиями иных лиц, направленными на то, чтобы работник действовал вразрез со своими должностными обязанностями;

-   воздействием в корыстных целях на работника с помощью слухов, шантажа.

В этих и иных конфликтных ситуациях работник Академии должен вести себя достойно и действовать в строгом соответствии с законодательством Российской Федерации, со своими должностными обязанностями, а также нравственно-этическими принципами Кодекса.

11.6. Работник должен стремиться не быть вовлеченным в конфликтные ситуации, которые могут нанести ущерб его личному авторитету и деловой репутации, либо авторитету и репутации Академии.

11.7. Для предупреждения и разрешения конфликтной ситуации работнику предписывается:

-   доложить непосредственному руководителю о возникшем конфликте или об угрозе его возникновения;

-   прекратить сомнительные, компрометирующие межличностные отношения;

-   вести себя достойно, действовать в строгом соответствии со своими должностными обязанностями, принципами и нормами профессиональной этики;

-   отказаться от возможной ненадлежащей выгоды, явившейся причиной возникновения коррупционно опасной ситуации;

-   противодействовать коррупции и разоблачать коррупционеров любого уровня;

-   принимать меры по преодолению негативных последствий конфликтных и коррупционно опасных ситуаций.

В случае если работнику не удалось избежать конфликтной ситуации, он должен уметь правильно разрешить ее, применяя с этой целью действия, предусмотренные законодательством Российской Федерации, Уставом, Правилами внутреннего распорядка, локальными нормативными актами, настоящим Кодексом, должностной инструкцией, трудовым договором, нравственно-этическими нормами.

11.8. Руководители обязаны принять необходимые меры по установлению системы процедур и мер, направленных на правильное разрешение возможных конфликтов.

11.9. Конфликтная ситуация в целях ее разрешения может быть рассмотрена комиссией по противодействию коррупции и урегулированию конфликтов интересов Академии.

 

12. ОТВЕТСТВЕННОСТЬ

12.1. Нарушение норм и правил настоящего Кодекса осуждается общественным мнением коллектива Академии, в случаях нарушения законодательства Российской Федерации со стороны Академии возможно применение мер дисциплинарного взыскания к работнику, обучающемуся.