Утвержден Комиссией по антимонопольному комплаенсу (протокол от 12.02.2024 № 1)
Доклад об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА
Указом Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2018-2020 гг., Распоряжением Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 г. № 2424-р «Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы» утвержден Национальный план развития конкуренции в Российской Федерации на 2021-2025 годы.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 21.12.2017 № 618 «Об основных направлениях государственной политики по развитию конкуренции», Федерального закона от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции», Распоряжения Правительства Российской Федерации от 02.09.2021 г. № 2424-р «Об утверждении Национального плана ("дорожной карты") развития конкуренции в Российской Федерации на 2021 - 2025 годы», в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА (далее - Академия) создана система внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства.
Приказом врио ректора Академии от 11.01.2021 № 1-1 утверждено Положение об организации системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства (антимонопольный комплаенс) (далее – Положение).
Указанное Положение разработано в соответствии с Методическими рекомендациями по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утвержденными Распоряжением Правительства Российской Федерации от 18.10.2018 № 2258-р.
В соответствии с Приказом 1-78 от 04.06.2021г. лицом, ответственным за осуществление внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, функционирования и контроля за ее исполнением в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА назначен юрисконсульт правового управления Ювенский Андрей Владимирович.
В соответствии с Положением функции коллегиального органа, осуществляющего оценку эффективности организации и функционирования антимонопольного комплаенса, возложены на комиссию по антимонопольному комплаенсу.
В целях обеспечения открытости и доступа к информации на официальном сайте академии в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» создан раздел «Антимонопольный комплаенс».
В разделе «Антимонопольный комплаенс» размещены документы, регулирующие деятельность академии в сфере антимонопольного комплаенса, в том числе приказ об утверждении Положения об организации в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства и назначении ответственного за осуществление внедрения системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, функционирования и контроля за ее исполнением в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА.
В целях выявления и оценки рисков нарушения антимонопольного законодательства в академии осуществлены следующие мероприятия:
1. Проведен сбор и анализ информации о лицах чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства.
Исходя из сбора и анализа полученной информации на период 2023 года число сотрудников академии, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, составляет – 8 человек.
Количество сотрудников академии, с которыми в период 2023 года были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу– 2 человека;
2. Проведен сбор и анализ информации о наличии нарушений антимонопольного законодательства в деятельности академии за период с 2021 по 2023 г.
Рассмотрение дел по вопросам применения и возможного нарушения академией норм антимонопольного законодательства в судебном порядке не осуществлялось.
В декабре 2023 года межрегиональным управлением федеральной антимонопольной службы по Ярославской области и Костромской области была проведены внеплановые проверки:
- по жалобе индивидуального предпринимателя Тожибаева Захиджона Пазилжоновича на положения извещения, установленные заказчиком при осуществлении закупки № 0341100000323000010 «Оказание услуг по охране объектов». Решение по делу № 076/06/106-1507/2023 от 06.12.2023 г. жалобу ИП Тожибаев З.П отставили без рассмотрения;
- документарная проверка по соблюдению законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации при осуществлении закупки № 0341100000323000010 «Оказание услуг по охране объектов». Решение по делу № 348П-23 от 19.12.2023 г. нарушение законодательства о контрактной системе в сфере закупок и иных нормативных правовых актов Российской Федерации по закупке № 0341100000323000010 «Оказание услуг по охране объектов» не установлено.
В 2022 году ФГБОУ ВО Костромской ГСХА допущено нарушение ст. 6, 7, 8 ч. 8 ст. 32 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок, товаров, работ, услуг, для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Указанные обстоятельства установлены УФАС России по Костромской области в рамках проведенной внеплановой проверки (решение 10.01.2023 по делу № 044/66/406-646/2022), виновные лица привлечены к административной ответственности.
3. Проведен анализ действующих локальных правовых актов академии, в том числе Положение о закупках товаров, работ, услуг федерального государственного бюджетного образовательного учреждения высшего образования «Костромская государственная сельскохозяйственная академия» на предмет наличия в них факторов, способных привести к недопущению, ограничению, устранению конкуренции.
Проведенный анализ позволяет сделать вывод об отсутствии вышеуказанных факторов в локальных правовых актах академии.
На постоянной основе осуществляется мониторинг и анализ практики применения академией антимонопольного законодательства.
В отчетном 2023 году имели место случаи передачи недвижимого имущества во владение и пользование третьему лицу по договору аренды. В 2022 году имели место случаи передачи недвижимого имущества во владение и пользование третьим лицам по договорам аренды и безвозмездного пользования. В 2021 аналогичные договоры не заключались.
В 2022 году целях защиты конкуренции рынка и во исполнение Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее – Закон № 135-ФЗ) с 01.01.2022 года по 31.12.2023 год было заключено 7 таких договоров, из них:
договоры безвозмездного пользования – 2 (без проведения торгов, в соответствии со ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ),
договоры аренды – 5, из которых 3 заключены по итогам проведения аукциона (2 признаны не состоявшимися в связи с подачей единственной заявки), 2 договора аренды заключены без проведения аукциона.
В 2023 году в целях защиты конкуренции рынка и во исполнение Федерального закона от 26.07.2006 года № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (Далее – Закон № 135-ФЗ) с 01.01.2023 года по 31.12.2023 год был заключен 1 договор аренды без проведения аукциона.
В целях эффективного расходования денежных средств и во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ) на 31.12.2023 год было заключено 703 договора на общую сумму 142 695 191,44 рублей из них:
Согласно Закона № 44-ФЗ – 103 426 598,800 рублей, из них:
договора заключенные у единственного поставщика по п. 5 ч.1 ст.93 – осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 000 рублей – 51 договоров на общую сумму – 13 940 772,23 рублей.
договора заключенные по результатам конкурентных закупок – 7 контрактов на общую сумму – 29 489 994,41 рублей.
договора заключенные по п.8, 29, ч.1 ст.93 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, поставка электроснабжения – 6 договоров на общую сумму - 54 886 123,20 рублей.
Договоры, заключенные у единственного поставщика по п. 6 ч. 1 ст. 93 закупка работы или услуги, выполнение или оказание которых может осуществляться только органом исполнительной власти в соответствии с его полномочиями, либо государственным учреждением, государственным унитарным предприятием, либо акционерным обществом, сто процентов акций которого принадлежит Российской Федерации, соответствующие полномочия которых устанавливаются федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, законодательными актами соответствующего субъекта Российской Федерации – 1 контракт на сумму – 4 141 908,96 рублей.
Договоры, заключенные у единственного поставщика по п. 14 ч.1 ст.93 – осуществление закупки печатных изданий или электронных изданий (в том числе используемых в них программно-технических средств и средств защиты информации) определенных авторов у издателей таких изданий в случае, если указанным издателям принадлежат исключительные права или исключительные лицензии на использование таких изданий, а также оказание услуг по предоставлению доступа к таким электронным изданиям для обеспечения деятельности государственных и муниципальных образовательных организаций, государственных и муниципальных библиотек, государственных научных организаций– 2 договора на общую сумму – 967 800,00 рублей.
Согласно Закона № 223 – ФЗ – 39 268 592,64 рублей, из них:
договоры, заключенные у единственного поставщика, не превышающую 2 000 000 рублей (согласно Положения о закупке товаров, работ, услуг, утверждённого распоряжением Минсельхоза России от 28.12.2022 № 541-р – 69 договора на общую сумму – 18 833 312,17 рублей.
договоры, заключенные по результатам конкурентных закупок – 7 договоров на общую сумму – 2 742 866,01 рублей.
Информация за 2022 год:
В целях эффективного расходования денежных средств и во исполнение Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ «О конкурентной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон № 44-ФЗ), Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельным видами юридических лиц»(далее – Закон « 223-ФЗ) с 01.01.2022 года по 31.12.2022 год было заключено 822 договора в том числе конкурентным способом 10, у единственного поставщика на общую сумму 123 208 380,91 рублей из них:
Согласно Закона № 44 ФЗ – на сумму 73 443 011,31 рублей:
Договоры, заключенные у единственного поставщика по п. 5 ч. 1 ст. 93 – осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 000 рублей 42 договора на общую сумму – 6 522 700, 04 рублей.
Договоры, заключенные у единственного поставщика по п. 26 ч. 1 ст. 93 – осуществление закупки для организации и проведения культурно-массовых мероприятий – 2 договора на общую сумму – 135 000 рублей.
Договоры, заключенные по п. 8, 29, ч. 1 ст. 93 – оказание услуг по водоснабжению, водоотведению, теплоснабжению, поставками электроснабжения, - 6 договоров на сумму – 48 189 701, 40 рублей.
Договоры, заключенные по конкурсным процедурам у единственного поставщика по выделенным субсидиям из федерального бюджета в соответствии с абзацем вторым пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации – 33 договора на общую сумму 17 720 500 рублей.
Согласно Закона № 223 – ФЗ – 50 640 479, 47 рублей:
Договоры, заключенные у единственного поставщика, не превышающую 100 000 рублей – 682 договора на общую сумму 34 453 140, 74 рублей.
Договоры, заключенные у единственного поставщика, не превышающую 1 000 000 рублей (согласно Положения о закупке товаров, работ, услуг, утвержденного распоряжением Минсельхоза России от 15.12.2001 № 586-р – 57 договоров на общую сумму 16 187 338, 73 рублей.
Так, по информации, предоставленной управлением закупок, в 2021 году проведено 888 закупок, в том числе конкурентным способом 10, у единственного поставщика, исполнителя, подрядчика 878, из них:
- В силу прямого запрета закупки конкурентным способом (субъекты естественной монополии и пр.) - 6; - Согласно Закона п. 5 ч.1 ст.93 Федерального закона № 44-ФЗ – осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 600 000 рублей – 61 договор;
- Согласно Федерального закона № 223 – ФЗ: договора заключенные у единственного поставщика, не превышающую 100 000 рублей – 703 договора; Договоры, заключенные у единственного поставщика на сумму, не превышающую 1 000 000 рублей (согласно Положения о закупке товаров, работ, услуг, утверждённого распоряжением Минсельхоза России от 14.12.2020 № 98-р) – 51 договор.
Информация за 2020-2021 годы по проведению закупок не предоставлена ввиду разрозненности лиц ведущих учет заключенных договоров.
Следует отметить, что перед заключением договора с единственным поставщиком, подрядчиком, исполнителем не всегда в объективном объеме исследуются предложения рынка. В случае, если при закупке конкретных товаров, работ, услуг, исходя из развитости конкуренции на территории региона, не стоит ограничиваться двумя-тремя коммерческими предложениями, а изучить предложения рынка, запросив предложения от максимально возможного количества субъектов предпринимательской деятельности.
4. Проведена оценка эффективности функционирования антимонопольного комплаенса путем выявления рисков нарушения антимонопольного законодательства.
В соответствии с Положением в доклад включается информация: о результатах проведенной оценки рисков нарушения академией антимонопольного законодательства; об исполнении мероприятий по снижению рисков нарушения академией антимонопольного законодательства; о достижении ключевых показателей эффективности антимонопольного комплаенса.
Оценка рисков нарушения норм антимонопольного законодательства Российской Федерации в 2023 году (в соответствии с Приложением к методическим рекомендациям по созданию и организации федеральными органами исполнительной власти системы внутреннего обеспечения соответствия требованиям антимонопольного законодательства, утв. распоряжением Правительства РФ от 18.10.2018 N 2258-р):
- отрицательное влияние на отношение институтов гражданского общества к деятельности академии по развитию конкуренции, вероятность выдачи предупреждения, возбуждения дела о нарушении антимонопольного законодательства, наложения штрафа отсутствует, что указывает на низкий уровень риска нарушения антимонопольного законодательства.
Достижение ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в соответствии с методикой расчета ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, утв. приказом ФАС России от 27.12.2022 № 1034/22:
Ключевой показатель эффективности функционирования антимонопольного комплаенса |
Критерии оценки в баллах |
Результат достижения ключевого показателя |
Оценка в баллах |
|
1 |
коэффициент снижения количества нарушений антимонопольного законодательства со стороны академии (по сравнению с 2020 по 2022 года) |
0-40 |
Выявлено 0 нарушений антимонопольного законодательства за 2023 год. |
40 |
2 |
доля проектов локальных нормативных правовых актов академии, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства |
0-20 |
Обоснованных замечаний при проведении анализа проектов нормативно - правовых актов Академии не вынесено. |
20 |
3 |
доля локальных нормативных правовых актов академии, в которых выявлены риски нарушения антимонопольного законодательства |
0-20 |
Обоснованных замечаний при проведении анализа нормативно - правовых актов Академии не вынесено. |
20 |
4 |
доля сотрудников академии, с которыми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу |
0-20 |
С пятью сотрудниками из восьми были проведены обучающие мероприятия по антимонопольному законодательству и антимонопольному комплаенсу (в 2022 году с тремя сотрудниками в 2023 году с двумя сотрудниками) |
13 |
Исходя из анализа ключевых показателей эффективности функционирования антимонопольного комплаенса в Академии, согласно утвержденному рейтингу эффективности функционирования антимонопольного комплаенса, а также на основании ранжирования по группам исходя из диапазона значений итоговой оценки эффективности, следует, что в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА эффективность функционирования антимонопольного комплаенса находится на «высшем уровне».
В целях недопущения рисков нарушения антимонопольного законодательства при осуществлении деятельности разработан План мероприятий («дорожная карта») по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства на 2024 год. Работа по обеспечению эффективного функционирования антимонопольного комплаенса продолжается в ФГБОУ ВО Костромская ГСХА.
План мероприятий по профилактике нарушений обязательных требований («дорожная карта» по снижению рисков нарушения антимонопольного законодательства)
№ |
Наименование мероприятия по профилактике нарушений обязательных требований |
Срок исполнения |
Ответственный исполнитель |
1 |
повышение уровня квалификации должностных лиц (обеспечение направления на обучение сотрудников, чьи трудовые (должностные) обязанности предусматривают выполнение функций, связанных с рисками нарушения антимонопольного законодательства, в том числе участвующих в процедурах осуществления государственных закупок) |
В течении 2024 г. |
Козлова И.С., начальник центра непрерывного образования |
2 |
анализ проектов НПА на соответствие требованиям антимонопольного законодательства |
В течении 2024 г. |
Алексеева Е.М., начальник правового управления, Ювенский А.В., юрисконсульт правового управления |
3 |
контроль за соблюдением требований законодательства в сфере закупок (на стадии согласования); |
В течении 2024 г. |
Смирнова Е.В., руководитель управления закупками |
4 |
системный мониторинг нормативно-правовых актов в сфере осуществления закупок товаров, работ, услуг для государственных нужд; |
В течении 2024 г. |
Смирнова Е.В., руководитель управления закупками |
5 |
анализ предписаний (предупреждений) ФАС и других контролирующих органов в целях выявления причин и условий допущенных нарушений. |
В течении 2024 г. |
Алексеева Е.М., начальник правового управления, Ювенский А.В., юрисконсульт правового управления |
Уполномоченное лицо А.В. Ювенский
Карта рисков
№ |
Описание рисков |
Причины возникновения рисков и их оценка |
Мероприятия по минимизации и устранению рисков |
Наличие (отсутствие) остаточных рисков |
Вероятность повторного возникновения рисков |
1 |
Ограничение конкуренции участников закупок |
Установление критерия квалификации участников закупки не соответствующего Постановлению Правительства РФ от 29.12.2021 № 2571 |
Усиление контроля руководителем контрактной службы |
отсутствуют |
минимальная |