ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проблема трудоустройства инвалидов, их социализация и вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из актуальных проблем. В настоящее время количество инвалидов чрезвычайно велико не только в РФ, но и во всем мире. Большое количество инвалидов, в свою очередь, создает проблемы с их трудоустройством, что связано с отсутствием физических возможностей осуществлять все функции, присущие здоровому человеку, и в связи с этим нуждающихся в поддержке.

Программа разработана в соответствии с Указом Президента от 07.05.2012 г. №597 «Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей инвалидов и лиц с ОВЗ, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей»; Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»; Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года №792-р; Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № АК-44/05вн по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса; Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации; Приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2015 г. №1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».

Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения своего социального статуса. В личностном плане образование дает свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость, что особенно важно для молодых инвалидов.

Экономическая целесообразность получения профессии - это возможность социальной полноценности, материальной независимости.

Образовательные организации высшего образования выполняют не только задачи по выводу выпускников на рынок труда, но и отвечают за социально-реабилитационные функции, включающие в себя адаптацию к сфере профессиональных отношений. Вместе с тем могут быть случаи, когда сами выпускники отказываются от предложенных вакансий. Основными причинами отказа от трудоустройства чаще всего являются: состояние здоровья, несоответствие зарплатных ожиданий, предложенной вакансии требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Получение образования, профессии превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан. А трудоустроившись, выпускники академии с ограниченными возможностями здоровья становятся уверенными, успешными и независимыми людьми. На сегодняшний день разработано и разрабатывается множество программ и проектов, направленных на помощь в трудоустройстве данной категории граждан, на совершенствование методов профессиональной и социально-бытовой реабилитации. Данная программа содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ направлена на комплексную работу со студентами-инвалидами, т.к. именно студенты являются потенциальными квалифицированными кадрами многих организаций и именно им необходима поддержка на начальном этапе становления их как профессионалов.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы: «Программа содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».

Цели программы:

· успешное решение проблемы трудоустройства и закрепления на рабочем месте выпускников академии с разными формами инвалидности;

· содействие в выработке мотивации к самостоятельному активному поиску работы у выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Задачи программы:

· разработка и внедрение технологий и эффективных методов работы в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования;

· создание условий, способствующих адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на рабочем месте с учетом их образовательных потребностей, рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;

· отбор диагностического инструментария (анкет, опросов) для мониторинга подготовленности выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности;

· развитие социального партнерства (с образовательными организациями, общественными организациями, органами исполнительной власти, центрами занятости) с целью создания оптимальных условий для трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и закрепления их на рабочих местах;

· исследование рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и рынка труда, прогноз и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

· формирование системы поддержки трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при трудоустройстве и социально­психологической адаптации на рабочем месте.

Целевые индикаторы и показатели программы:

· количество трудоустроившихся выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;

· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, продолживших обучение;

· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих карьерный рост;

· доля лиц из числа выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, положительно оценивающих обучение в академии.

Этапы и сроки реализации: программа реализуется в период с 2021 по 2026 гг..

Источники и объёмы финансирования программы:

Собственные средства ФГБОУ ВО Костромская ГСХА.

Партнеры (организации, участвующие в административной, информационной, и иной поддержке программы):

· организации-работодатели;

· социальные партнеры: общественные организации инвалидов, общественные организации, семьи лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

· областное государственное казённое учреждение «Центр занятости населения по городу Костроме».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

· повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников академии из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

· успешное трудоустройство по профилю полученного образования на рабочих местах выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;

· включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в жизнь профессионального сообщества, повышение их социальной активности и ответственности.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование основных мер

Исполнитель

Сроки исполнения

1

2

3

4

1. Исследование рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и оценка состояния рынка труда

1.1.

Мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья

и инвалидностью на основании анализа региональной базы вакансий, через использование Интернет-ресурсов: сайтов предприятий, организаций, учреждений, кадровых агентств

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

1.2.

Анализ результатов мониторинга рынка труда на предоставление рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Учебно-методическое управление, Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

1.3.

Подготовка перечня наиболее востребованных рынком труда направлений подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Учебно-методическое управление, Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

1.4.

Создание базы данных вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, осуществляющих поиск работы

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

2. 2. Создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства выпускников академии из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

2.1.

Корректировка программы сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Учебно-методическое управление, Ответственный за обеспечение выполнения доступного высшего образования для лиц с инвалидностью

Ежегодно, до

утверждения

учебных планов

2.2.

Организация юридических и психологических консультаций для соискателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Учебно-методическое управление совместно с управлением воспитательной и социальной работы и центром занятости населения

Ежегодно

3. Формирование планов совместных действий с внешними партнерами по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

3.1.

Сбор и систематизация данных социальных служб, запросов работодателей о необходимости профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации инвалидов из числа взрослого трудоспособного населения

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с общественными организациями инвалидов

Ежеквартально

3.2.

Сбор и систематизация данных о требованиях региональных рынков труда и перспективах трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости населения

Ежеквартально

3.3.

Встречи со специалистами центра занятости населения Костромской области

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости населения

В соответствии с

графиком работы

3.4.

Поиск потенциальных работодателей, ведение с ними переговоров и составление банка данных о вакансиях, которые могут быть заняты выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Постоянно

3.5.

Организация помощи выпускникам-соискателям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в успешном поиске работы: составление резюме, подготовка к собеседованию, социально­ психологическое, кураторское, волонтерское сопровождение в поисках работы

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников, Управление воспитательной и социальной работы

Постоянно

3.6.

Заключение договоров, соглашений с организациями-работодателями о проведении практики студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с последующим трудоустройством

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежегодно

4. Совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

4.1.

Совершенствование системы организации и проведения всех видов практики студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: дальнейшее формирование банка баз прохождения всех видов практики обучающихся, организация контроля за проведением практики (посещение баз практики)

Учебно-методическое управление

В соответствии с графиком работы

4.2.

Комплексный анализ предложений и замечаний со стороны предприятий, организаций, учреждений, в которых студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проходили практику, самих студентов и руководителей практикой по совершенствованию практической подготовки

Учебно-методическое управление

По результатам практики, до 1 октября

5. Совершенствование системы информирования обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости студентов, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников

5.1.

Системное информирование обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости обучающихся, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников

Учебно-методическое управление, Ответственный за обеспечение выполнения доступного высшего образования для лиц с инвалидностью

Постоянно

6. Совершенствование системы мониторинга трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

6.1.

Организация и проведение мониторинга фактического, профильного и конкурентного трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости населения Костромской области

Ежегодно, до 1 октября

6.2.

Совершенствование мониторинга трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Постоянно

3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

Для обеспечения качественного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью целесообразно использование возможностей подразделений учебно-методического управления. Работа строится на комплексном подходе, системности, многомерности и контроле каждого этапа профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, предусматривает участие в программах и проектах по данному направлению работы. Работа направлена на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, сопровождения их в профессионально-трудовой деятельности, оказание содействия в самозанятости.

Основная цель − помощь на начальном этапе трудовой деятельности выпускников, ожидаемый результат − успешная адаптация к условиям современного рынка.

Деятельность центра занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников предполагает реализацию следующих мероприятий:

п/п

Направление, мероприятия

Сроки

1.

Целенаправленная работа по содействию трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Систематически, в течение года

2.

Предоставление информации по планируемому выпуску и трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в центр занятости населения Костромской области

По итогам учебного года

3.

Проведение встреч выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и работодателей в рамках работы на факультетах

Систематически, в течение года

4.

Ведение информационной и разъяснительной работы правового характера среди родителей и законных представителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

Систематически, в течение года

5.

Информирование Центра занятости населения Костромской области о трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью

На начало учебного года