ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Проблема трудоустройства инвалидов, их социализация и вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из актуальных проблем. В настоящее время количество инвалидов чрезвычайно велико не только в РФ, но и во всем мире. Большое количество инвалидов, в свою очередь, создает проблемы с их трудоустройством, что связано с отсутствием физических возможностей осуществлять все функции, присущие здоровому человеку, и в связи с этим нуждающихся в поддержке.
Программа разработана в соответствии с Указом Президента от 07.05.2012 г. №597 «Комплекс мер, направленных на повышение эффективности реализации мероприятий по содействию трудоустройству инвалидов, на обеспечение доступности профессионального образования, включая совершенствование методов профессиональной ориентации детей инвалидов и лиц с ОВЗ, на подготовку специализированных программ профессионального обучения инвалидов с учетом особенностей их психофизического развития и индивидуальных возможностей»; Трудовым кодексом Российской Федерации; Федеральным законом РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральным законом от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»; Федеральным законом РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 (ред. от 22 декабря 2014 г.) «О занятости населения в Российской Федерации»; Государственной программой РФ «Развитие образования на 2013-2020 годы», утвержденной Распоряжением Правительства РФ от 15 мая 2013 года №792-р; Методическими рекомендациями Министерства образования и науки РФ от 08.04.2014 № АК-44/05вн по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в образовательных организациях высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса; Приказом Минтруда России от 04.08.2014 № 515 «Об утверждении методических рекомендаций по перечню рекомендуемых видов трудовой и профессиональной деятельности инвалидов с учетом нарушенных функций и ограничений их жизнедеятельности» и иными нормативно-правовыми актами Российской Федерации; Приказом Минобрнауки РФ от 09.11.2015 г. №1309 «Порядок обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»; Приказом Минобрнауки РФ от 02.12.2015 г. №1399 «План мероприятий («дорожная карта») Министерства образования и науки Российской Федерации по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг в сфере образования».
Для лиц, имеющих ограниченные возможности здоровья, образование жизненно важно, поскольку является одним из наиболее эффективных механизмов развития личности, повышения своего социального статуса. В личностном плане образование дает свободу жизненного выбора целей, духовную и материальную независимость, придает жизненную стойкость, что особенно важно для молодых инвалидов.
Экономическая целесообразность получения профессии - это возможность социальной полноценности, материальной независимости.
Образовательные организации высшего образования выполняют не только задачи по выводу выпускников на рынок труда, но и отвечают за социально-реабилитационные функции, включающие в себя адаптацию к сфере профессиональных отношений. Вместе с тем могут быть случаи, когда сами выпускники отказываются от предложенных вакансий. Основными причинами отказа от трудоустройства чаще всего являются: состояние здоровья, несоответствие зарплатных ожиданий, предложенной вакансии требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида.
Получение образования, профессии превращает инвалидов из пассивных потребителей социальных услуг в активных, созидательных и квалифицированных граждан. А трудоустроившись, выпускники академии с ограниченными возможностями здоровья становятся уверенными, успешными и независимыми людьми. На сегодняшний день разработано и разрабатывается множество программ и проектов, направленных на помощь в трудоустройстве данной категории граждан, на совершенствование методов профессиональной и социально-бытовой реабилитации. Данная программа содействия трудоустройству выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ направлена на комплексную работу со студентами-инвалидами, т.к. именно студенты являются потенциальными квалифицированными кадрами многих организаций и именно им необходима поддержка на начальном этапе становления их как профессионалов.
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы: «Программа содействия трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов».
Цели программы:
· успешное решение проблемы трудоустройства и закрепления на рабочем месте выпускников академии с разными формами инвалидности;
· содействие в выработке мотивации к самостоятельному активному поиску работы у выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Задачи программы:
· разработка и внедрение технологий и эффективных методов работы в области трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования;
· создание условий, способствующих адаптации лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью на рабочем месте с учетом их образовательных потребностей, рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;
· отбор диагностического инструментария (анкет, опросов) для мониторинга подготовленности выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью к профессиональной деятельности;
· развитие социального партнерства (с образовательными организациями, общественными организациями, органами исполнительной власти, центрами занятости) с целью создания оптимальных условий для трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и закрепления их на рабочих местах;
· исследование рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и рынка труда, прогноз и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
· формирование системы поддержки трудоустройства выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья при трудоустройстве и социальнопсихологической адаптации на рабочем месте.
Целевые индикаторы и показатели программы:
· количество трудоустроившихся выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ;
· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, продолживших обучение;
· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, имеющих карьерный рост;
· доля лиц из числа выпускников-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья, положительно оценивающих обучение в академии.
Этапы и сроки реализации: программа реализуется в период с 2021 по 2026 гг..
Источники и объёмы финансирования программы:
Собственные средства ФГБОУ ВО Костромская ГСХА.
Партнеры (организации, участвующие в административной, информационной, и иной поддержке программы):
· организации-работодатели;
· социальные партнеры: общественные организации инвалидов, общественные организации, семьи лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
· областное государственное казённое учреждение «Центр занятости населения по городу Костроме».
Ожидаемые конечные результаты реализации программы:
· повышение конкурентоспособности на рынке труда выпускников академии из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
· успешное трудоустройство по профилю полученного образования на рабочих местах выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью;
· включение обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в жизнь профессионального сообщества, повышение их социальной активности и ответственности.
2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
№ п/п |
Наименование основных мер |
Исполнитель |
Сроки исполнения |
1 |
2 |
3 |
4 |
1. Исследование рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и оценка состояния рынка труда |
|||
1.1. |
Мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Ежеквартально |
1.2. |
Анализ результатов мониторинга рынка труда на предоставление рабочих мест для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Учебно-методическое управление, Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Ежеквартально |
1.3. |
Подготовка перечня наиболее востребованных рынком труда направлений подготовки лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Учебно-методическое управление, Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Ежеквартально |
1.4. |
Создание базы данных вакансий для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, осуществляющих поиск работы |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Ежеквартально |
2. 2. Создание условий, способствующих расширению возможностей трудоустройства выпускников академии из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
|||
2.1. |
Корректировка программы сопровождения обучающихся из числа инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья |
Учебно-методическое управление, Ответственный за обеспечение выполнения доступного высшего образования для лиц с инвалидностью |
Ежегодно, до утверждения учебных планов |
2.2. |
Организация юридических и психологических консультаций для соискателей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Учебно-методическое управление совместно с управлением воспитательной и социальной работы и центром занятости населения |
Ежегодно |
3. Формирование планов совместных действий с внешними партнерами по трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
|||
3.1. |
Сбор и систематизация данных социальных служб, запросов работодателей о необходимости профессионального обучения, профессиональной переподготовки и повышения квалификации инвалидов из числа взрослого трудоспособного населения |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с общественными организациями инвалидов |
Ежеквартально |
3.2. |
Сбор и систематизация данных о требованиях региональных рынков труда и перспективах трудоустройства лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости населения |
Ежеквартально |
3.3. |
Встречи со специалистами центра занятости населения Костромской области |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости населения |
В соответствии с графиком работы |
3.4. |
Поиск потенциальных работодателей, ведение с ними переговоров и составление банка данных о вакансиях, которые могут быть заняты выпускниками с ограниченными возможностями здоровья и инвалидами |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Постоянно |
3.5. |
Организация помощи выпускникам-соискателям с ограниченными возможностями здоровья и инвалидам в успешном поиске работы: составление резюме, подготовка к собеседованию, социально психологическое, кураторское, волонтерское сопровождение в поисках работы |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников, Управление воспитательной и социальной работы |
Постоянно |
3.6. |
Заключение договоров, соглашений с организациями-работодателями о проведении практики студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов с последующим трудоустройством |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Ежегодно |
4. Совершенствование системы практико-ориентированной подготовки студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
|||
4.1. |
Совершенствование системы организации и проведения всех видов практики студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью: дальнейшее формирование банка баз прохождения всех видов практики обучающихся, организация контроля за проведением практики (посещение баз практики) |
Учебно-методическое управление |
В соответствии с графиком работы |
4.2. |
Комплексный анализ предложений и замечаний со стороны предприятий, организаций, учреждений, в которых студенты с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проходили практику, самих студентов и руководителей практикой по совершенствованию практической подготовки |
Учебно-методическое управление |
По результатам практики, до 1 октября |
5. Совершенствование системы информирования обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости студентов, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников |
|||
5.1. |
Системное информирование обучающихся, выпускников и работодателей о содействии занятости обучающихся, трудоустройстве и профессиональном росте выпускников |
Учебно-методическое управление, Ответственный за обеспечение выполнения доступного высшего образования для лиц с инвалидностью |
Постоянно |
6. Совершенствование системы мониторинга трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
|||
6.1. |
Организация и проведение мониторинга фактического, профильного и конкурентного трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости населения Костромской области |
Ежегодно, до 1 октября |
6.2. |
Совершенствование мониторинга трудоустройства выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников |
Постоянно |
3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ
Для обеспечения качественного профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью целесообразно использование возможностей подразделений учебно-методического управления. Работа строится на комплексном подходе, системности, многомерности и контроле каждого этапа профессионального образования лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью, предусматривает участие в программах и проектах по данному направлению работы. Работа направлена на социальную интеграцию лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, сопровождения их в профессионально-трудовой деятельности, оказание содействия в самозанятости.
Основная цель − помощь на начальном этапе трудовой деятельности выпускников, ожидаемый результат − успешная адаптация к условиям современного рынка.
Деятельность центра занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников предполагает реализацию следующих мероприятий:
№ п/п |
Направление, мероприятия |
Сроки |
1. |
Целенаправленная работа по содействию трудоустройству выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Систематически, в течение года |
2. |
Предоставление информации по планируемому выпуску и трудоустройству лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в центр занятости населения Костромской области |
По итогам учебного года |
3. |
Проведение встреч выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью и работодателей в рамках работы на факультетах |
Систематически, в течение года |
4. |
Ведение информационной и разъяснительной работы правового характера среди родителей и законных представителей выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
Систематически, в течение года |
5. |
Информирование Центра занятости населения Костромской области о трудоустройстве выпускников с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью |
На начало учебного года |