ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Проблема трудоустройства инвалидов, их социализация и вовлечение в полноценную общественную жизнь является одной из актуальных проблем. В настоящее время количество инвалидов чрезвычайно велико не только в РФ, но и во всем мире. Большое количество инвалидов, в свою очередь, создает проблемы с их трудоустройством, что связано с отсутствием физических возможностей осуществлять все функции, присущие здоровому человеку, и в связи с этим нуждающихся в поддержке.

Образовательные организации высшего образования выполняют не только задачи по выводу выпускников на рынок труда, но и отвечают за социально-реабилитационные функции, включающие в себя адаптацию к сфере профессиональных отношений. Вместе с тем могут быть случаи, когда сами выпускники отказываются от предложенных вакансий. Основными причинами отказа от трудоустройства чаще всего являются: состояние здоровья, несоответствие зарплатных ожиданий, предложенной вакансии требованиям индивидуальной программы реабилитации инвалида.

Преодолеть указанные проблемы может практика постдипломного сопровождения выпускников с ОВЗ. Средняя продолжительность постдипломного сопровождения составляет три года, реализовываться оно может в различных формах, включая содействие во вторичном и последующем трудоустройстве по обращению выпускника, мониторинг карьерных достижений молодых специалистов, мониторинг движения на рынке труда выпускников с ОВЗ.

Послевузовский период социально-реабилитационного сопровождения студентов-инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в условиях ФГБОУ ВО Костромская ГСХА предусматривает:

- консультирование и содействие в трудоустройстве выпускников в соответствии с полученной специальностью/направлением;

- сотрудничество с общественными организациями инвалидов и потенциальными работодателями для поддержки данной категории студентов на начальном этапе их профессиональной деятельности;

- помощь в подготовке резюме, привитие навыков самопрезентации;

- организация сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и социально-психологической адаптации на рабочем месте;

- мониторинг фактического трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью и их закрепления на рабочих местах;

- разработка программ дополнительного профессионального образования для студентов-инвалидов с учетом регионального рейтинга профессии;

- проведение ситуативных игр, тренингов, имитации конкретных производственных ситуаций, их разбор и разработка алгоритма действий в тех или иных часто возникающих проблемных ситуациях, с которыми может столкнуться выпускник с ОВЗ и инвалидностью в процессе трудоустройства.

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

Наименование программы: «Программа постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования».

Цели программы:

· успешное решение первого трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью: от сопровождения его при устройстве на работу до адаптации в коллективе;

· содействие в выработке мотивации к самостоятельному активному началу профессиональной деятельности или продолжения образования по дополнительным образовательным программам у выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ.

Задачи программы:

· разработка и внедрение технологий и эффективных методов работы в области постдипломного сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших обучение по образовательным программам высшего образования;

· создание условий, способствующих адаптации лиц с ОВЗ и инвалидностью на рабочем месте с учетом их образовательных потребностей, рекомендаций индивидуальных программ реабилитации или абилитации инвалидов;

· отбор диагностического инструментария (анкет, опросов) для мониторинга успешности профессиональной деятельности выпускников с ОВЗ и инвалидностью в первые три года после выпуска;

· развитие социального партнерства (с образовательными организациями, общественными организациями, органами исполнительной власти, центрами занятости) с целью создания оптимальных условий для трудоустройства выпускников с ОВЗ и инвалидностью и закрепления их на рабочих местах;

· исследование рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и рынка труда, прогноз и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ и инвалидностью для помощи выпускникам, желающим продолжить образование или сменить место работы (вторичное трудоустройство);

· формирование системы поддержки и сопровождения выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ при трудоустройстве и социально­психологической адаптации на рабочем месте.

Целевые индикаторы и показатели программы:

· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, трудоустроившихся по профилю или направлению подготовки;

· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, относящихся к категории самозанятого населения, предпринимателей;

· количество выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ, продолживших обучение по дополнительным профессиональным образовательным программам;

· количество организаций-партнеров по реализации программы;

· доля лиц из числа выпускников-инвалидов и лиц с ОВЗ, положительно оценивающих участие в программе постдипломного сопровождения.

Этапы и сроки реализации программы:

Программа реализуется в период с 2021 по 2026 гг.

Источники и объёмы финансирования программы: Собственные средства ФГБОУ ВО Костромская ГСХА.

Партнеры (организации, участвующие в административной, информационной, и иной поддержке программы):

· организации-работодатели;

· социальные партнеры: общественные организации инвалидов, общественные организации, семьи лиц с ОВЗ и инвалидностью;

· областное государственное казённое учреждение «Центр занятости населения по городу Костроме».

Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

· удовлетворение потребностей обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в трудоустройстве по полученному профилю и направлению образования и закреплении на рабочем месте;

· содействие процессу адаптации на рабочих местах молодых людей с ОВЗ и инвалидностью;

· включение обучающихся с ОВЗ и инвалидностью в жизнь профессионального сообщества, повышение их социальной активности и ответственности.

2. ПЕРЕЧЕНЬ ОСНОВНЫХ МЕРОПРИЯТИЙ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

№ п/п

Наименование основных мер

Исполнитель

Сроки исполнения

1

2

3

4

1. Исследование рынка образовательных услуг в сфере дополнительного профессионального образования и оценка состояния рынка труда

1.1.

Мониторинг рынка дополнительных образовательных профессиональных услуг

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

1.2.

Подготовка перечня наиболее востребованных рынком труда направлений подготовки лиц с ОВЗ и инвалидностью, желающих продолжить образование

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

1.3.

Мониторинг рынка труда и оценка состояния рынка рабочих мест для лиц с ОВЗ и инвалидностью

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

1.4.

Создание базы данных вакансий для лиц с ОВЗ и инвалидов, желающих сменить работу

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

2. Проведение мониторинга трудоустройства и адаптации на рабочем месте выпускников с ОВЗ и инвалидностью

2.1.

Подбор диагностического инструментария (анкет, опросов) для выпускников с ОВЗ и инвалидностью, работодателей

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

2.2.

Проведение мониторинга реального трудоустройства и закрепления на рабочем месте выпускников с ОВЗ и инвалидностью

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Ежеквартально

3. Сопровождение процесса трудоустройства и адаптации на рабочем месте лиц с ОВЗ и инвалидностью

3.1.

Организация помощи выпускникам-соискателям с ОВЗ и инвалидам в успешном трудоустройстве: сбор необходимых документов, составление резюме, подготовка к собеседованию, социально­психологическое, кураторское, волонтерское сопровождение при устройстве на работу

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с общественными организациями инвалидов

По необходимости

3.2.

Консультативные встречи со специалистами Агентства по занятости населения

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с центром занятости

В соответствии с

графиком работы

3.3.

Проведение обучения по основам менеджмента и предпринимательской деятельности, юридической и финансовой грамотности, бизнес-планированию с целью организации самозанятости и привития предпринимательских компетенций

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с бизнес-структурами (городской бизнес-инкубатор, торгово-промышленная палата)

В соответствии с

графиком работы

3.4.

Систематическое сопровождение выпускников с ОВЗ и инвалидностью на их рабочих местах в течение первых 3 лет работы

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников совместно с общественными организациями инвалидов

Ежеквартально

4. Организация сетевого взаимодействия в процессе постпрофессионального сопровождения лиц с ОВЗ и инвалидностью

4.1.

Заключение договоров и соглашений с организациями о совместном сопровождении процесса трудоустройства и адаптации на рабочем месте лиц с ОВЗ и инвалидностью, завершивших образование

Центр занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников

Постоянно


3. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦЕНТРА ЗАНЯТОСТИ УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ И ТРУДОУСТРОЙСТВА ВЫПУСКНИКОВ

Для обеспечения качественного профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью целесообразное использование возможностей подразделений учебно-методического управления. Работа строится на комплексном подходе, системности, многомерности и контроля каждого этапа профессионального образования лиц с ОВЗ и инвалидностью, предусматривает участие в программах и проектах по данному направлению работы. Работа направлена на социальную интеграцию лиц с ОВЗ и инвалидов, сопровождения их в профессионально - трудовой деятельности, оказание содействия в самозанятости.

Основная цель - помощь на начальном этапе трудовой деятельности выпускников, ожидаемый результат - успешная адаптация к условиям современного рынка.

Силами учебно-методического управления, центра занятости учащейся молодежи и трудоустройства выпускников, проводятся различные мероприятия по подготовке к самостоятельной трудовой деятельности выпускников, в том числе консультации, игры, тренинги, обучение. Большое внимание уделяется организации взаимодействия с организациями-работодателями, ведомствами, бизнес-сообществом, общественными организациями инвалидов.