В ФГБОУ ВО Костромская ГСХА:

- разработана политика в отношении обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья,
- определены направления деятельности по организации обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья по реализуемым образовательным программам,
- определены задачи и меры по обеспечению специальных условий для поступления и обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.

Показатель

Наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ)

Локальные нормативные акты(с внесением изменений)

Положение об адаптированной основной профессиональной образовательной программе (ссылка)

План действий ФГБОУ ВО Костромская ГСХА по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и предоставляемых на них услуг (дорожная карта) на 2019 – 2021 гг. (ссылка).

Положение о порядке проведения и объеме подготовки по физической культуре (физической подготовке) по программам бакалавриата и специалитета при очно-заочной и заочной формах обучения, при сочетании различных форм обучения, а также при освоении образовательной программы инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья (ссылка).

Закрепление функций по организации образовательного процесса за структурными подразделениями

Назначено должностное лицо, ответственное за работу по повышению доступности и качества образования для лиц с инвалидностью – проректор по учебной работе, д.т.н., профессор Волхонов Михаил Станиславович

Назначено должностное лицо, ответственное за работу размещение на официальных сайтах информации об образовательном учреждении, за обеспечение волонтерского сопровождения организацию работы «горячей линии, создании комфортных условий приема инвалидов на обучение- к.т.н. Орехов Александр Валерьевич

Ведение специализированного учета

1. В академии осуществляется ведение специализированного учета обучающихся с ОВЗ и инвалидов на этапах поступления и обучения.

2. В рамках работы по трудоустройству выпускников-инвалидов и выпускников с ОВЗ оказывается приоритетная помощь и содействие, в том числе осуществляется поиск потенциальных работодателей, предоставляющих работу, требующую высокой квалификации, но не требующую ежедневного присутствия специалистов данной категории в той организации, где они будут работать.

 

Особенности приема инвалидов и лиц с ОВЗ

Сотрудник приемной комиссии, ответственный за взаимодействие с абитуриентами-инвалидами и их родителями

Ответственный секретарь приёмной комиссии – Якубовская Марина Юрьевна

«Горячая линия» по приему инвалидов

Телефон«Горячей линии»: +7 (4942) 629123

Так же можно написать письмо на электронный адрес: yakubovskaya_78@mail.ru

Правила приема

Документы и правила приема (ссылка)

Раздел правил приема «Особые права и преимущества» (связанные в том числе с квотированием бюджетных мест для инвалидов и лиц с ОВЗ)(ссылка)

Раздел правил приема «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (ВО, СПО)»(ссылка), «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов (Аспирантура)» )(ссылка)

 

Реализация требований по доступности зданий и сооружений академии и безопасного в них нахождения

Обеспечение доступности прилегающей территории, входных путей, путей перемещения внутри здания для различных нарушений функций организма человека

Разработаны и опубликованы на официальном сайте паспорта доступности зданий и сооружений академии: Главный корпус, корпус АСФ, корпус экономического факультета, корпус ИТФ, павильон механизации, виварий

 

Кадровое обеспечение

Наличие в штате сотрудников для работы с обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ

Привлечение при необходимости сурдопереводчика, тифлопедагога, педагога-психолога на период обучения студента-инвалида или студента из числа лиц с ОВЗ.

Проводятся инструктажи работников академии по вопросам, связанным с обеспечением доступности для инвалидов объектов и услуг академии.

Закреплены приказами тьютеры и волонтеры по факультетам из числа преподавателей и студентов

Дополнительная подготовка педагогических работников

Проведено обучение педагогических работников академии с целью получения знаний о психофизиологических особенностях инвалидов и лиц с ОВЗ, специфике приема-передачи учебной информации, применения специальных технических средств обучения с учетом различных нарушений функций организма человека на курсах повышения квалификации по дополнительной профессиональной программе «Особенности инклюзивного образования обучающихся с инвалидностью и ограниченными возможностями здоровья» (2019 г.)

 

Обеспечение требований к работе с абитуриентами-инвалидами и абитуриентами из числа лиц с ограниченными возможностями здоровья

Организация довузовской и профориентационной работы с абитуриентами- инвалидами и лицами с ОВЗ

В академии созданы условия для довузовской и профориентационной подготовки абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ.

Основными формами профориентационной работы являются:

Дни открытых дверей;

Консультации для инвалидов и лиц с ОВЗ и для родителей по вопросам приема и обучения в академии;

Экскурсии по академии как в составе групп, так и в индивидуальном порядке;

Участие в областных, районных и городских профорентационных мероприятиях

Сопровождение вступительных испытаний для абитуриентов-инвалидов и абитуриентов из числа лиц с ОВЗ

1. При поступлении в академию абитуриенты-инвалиды и абитуриенты с ОВЗ, не имеющие результатов ЕГЭ, могут самостоятельно выбирать, сдавать ли им вступительные испытания, проводимые академией самостоятельно, или ЕГЭ в дополнительные сроки.

2. При выборе абитуриентом-инвалидом или абитуриентом из числа лиц с ОВЗ вступительных испытаний, проводимых академией самостоятельно, созданы специальные условия, включающие в себя возможность выбора формы вступительных испытаний (письменно или устно), возможность использовать технические средства, помощь ассистента, а также увеличение продолжительности вступительных испытаний.

«Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» Правил приема на обучение по образовательным программам на 2019/2020 учебный год:

- ВО (программы бакалавриата, магистратуры, специалитета) (ссылка)

- СПО (ссылка)

- ВО (программы аспирантуры) (ссылка)

 

Информационная открытость

Обеспечение информационной открытости профессиональной образовательной организации для инвалидов, лиц с ОВЗ и их родителей

1. На официальном сайте имеется раздел «Доступная среда», отражающая наличие специальных условий для получения образования обучающимися инвалидами и лицами с ОВЗ.

2. Сайт имеет версию для слабовидящих.

3. «Особенности проведения вступительных испытаний для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов» Правил приема на обучение по образовательным программам на 2019/2020 учебный год:

- программы бакалавриата, магистратуры, специалитета, СПО, аспирантуры

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Добавить ауд 147 приемная комиссия с перечнем оборудования

Подраздел «Материально-техническое обеспечение и оснащенность образовательного процесса» специального раздела «Сведения об образовательной организации» содержит информацию о материально-техническом обеспечении, в том числе приспособленном для инвалидов и лиц с ОВЗ:

- Сведения о наличии оборудованных учебных кабинетов и объектов для проведения практических занятий;

- Сведения о наличии библиотек;

- Сведения об условиях питания и охраны здоровья обучающихся;

- Данные об объектах спортивной инфраструктуры;

- Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья;

- Обеспеченность возможности беспрепятственного доступа поступающих с ограниченными возможностями здоровья и (или) инвалидов в аудитории, туалетные и другие помещения, а так же их пребывание в указанных помещениях

 

Адаптация образовательных программ и учебно-методического обеспечения образовательного процесса для обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья

Разработка адаптированных основных профессиональная образовательных программ

В основные образовательные программы внесен раздел по обеспечению доступности инвалидами

Выбор методов обучения, исходя из их доступности

В образовательном процессе применяются социально-активные и рефлексивные методы обучения для установления полноценных межличностных отношений с другими обучающимися, создания комфортного психологического климата в студенческой группе.

Обеспечение обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ печатными и электронными образовательными ресурсами в формах, адаптированных к ограничениям их здоровья

1. Имеются электронные учебники и учебно-методические материалы на электронных носителях, банк рабочих программ дисциплин. Имеется доступ к электронным библиотечным системам (ЭБС).

2. Для обеспечения образовательного процесса имеются учебные пособия, методические указания, учебники, которые предоставлены в электронном виде в банке учебных и учебно-методических изданий электронного каталога академии.

3. Формируются библиотечные фонды и коллекции основной и дополнительной литературы по дисциплинам в электронном виде.

Проведение текущего контроля успеваемости, промежуточной и итоговой аттестации обучающихся с учетом особенностей нарушений функций организма обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

1. Для осуществления процедур текущего контроля успеваемости, промежуточной и государственной итоговой аттестации созданы фонды оценочных средств, позволяющие оценить достижение результатов обучения и уровня сформированности всех компетенций, предусмотренных основной профессиональной образовательной программой.

2. Форма проведения текущей и государственной итоговой аттестации для обучающихся с ОВЗ и инвалидов устанавливается с учетом индивидуальных психофизических особенностей (устно, письменно на бумаге, письменно на компьютере, в форме тестирования и т.п.). При необходимости обучающимся предоставляется дополнительное время для подготовки ответа при прохождении аттестации.

Разработка при необходимости индивидуальных учебных планов и индивидуальных графиков

1. Обучающиеся инвалиды и лица с ОВЗ могут обучаться по индивидуальному учебному плану в установленные сроки с учетом их особенностей и образовательных потребностей. При необходимости возможно увеличение срока обучения лиц с ОВЗ и инвалидов, но не более чем на один год.

2. При составлении индивидуального плана обучения предусматриваются различные варианты проведения занятий: в академической группе и индивидуально, на дому с использованием дистанционных образовательных технологий.

Подготовка к трудоустройству и содействие трудоустройству выпускников из числа обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ и их закреплению на рабочих местах

Мероприятия по содействию трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ осуществляются Центром содействия занятости учащейся молодежи и трудоустройству выпускников (контактная информация) во взаимодействии с центрами занятости населения, некоммерческими организациями, общественными организациями инвалидов, предприятиями и организациями. Основными формами содействия трудоустройству выпускников из числа инвалидов и лиц с ОВЗ являются:

День карьеры (с перечнем вакансий для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ);

проведение индивидуальных консультаций студентов с ОВЗ и инвалидов по составлению резюме, других документов для поиска работы и трудоустройства, а также подборка подходящих вакансий из числа имеющихся;

организация практики для студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ с возможностью последующего трудоустройства (в соответствии с направлением подготовки и индивидуальными особенностями);

заключение договоров/соглашений с социальными партнерами о проведении практики и трудоустройстве студентов-инвалидов и лиц с ОВЗ

 

Организация образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий

Обеспечение учебно-методическими ресурсами

В академии действует Центр дистанционного обучения (ссылка) и постоянно пополняется подборка учебных материалов для их последующего использования студентами, инвалидами и лицами с ОВЗ с целью извлечения необходимой информации.

 

Требования к комплексному сопровождению образовательного процесса и здоровьесбережению

Осуществление комплексного сопровождения образовательного процесса

Комплексное сопровождение включается в структуру образовательного процесса и определяется его целями, построением, содержанием и методами.

Организационно-педагогическое сопровождение направлено на контроль учебной деятельности обучающихся с ОВЗ и инвалидов в соответствии с графиком учебного процесса в условиях инклюзивного образования включает:

- контроль за посещаемостью занятий;

- помощь в организации самостоятельной работы в случае заболевания;

- организацию индивидуальных консультаций при длительном отсутствии обучающихся;

- содействие в прохождении промежуточных аттестаций, сдаче зачетов, экзаменов, ликвидации академических задолженностей;

- коррекцию взаимодействия обучающегося и преподавателя в учебном процессе.

Психолого-педагогическое сопровождение осуществляется с целью оказания помощи обучающихся, имеющих проблемы в обучении, общении и социальной адаптации. Осуществляется сотрудниками отдела воспитательной работы.

Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния обучающихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе. Осуществляется врачами медицинского пункта академии.

Социальное сопровождение представляет собой совокупность мероприятий, сопутствующих образовательному процессу и направленных на социальную поддержку обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при инклюзивном образовании, включая содействие в решении бытовых проблем, проживания в общежитии, социальных выплат, выделения материальной помощи, стипендиального обеспечения. Осуществляется сотрудниками отдела воспитательной работы.

Оказание медицинской помощи

Заключен договор с ОГБУЗ "Окружная больница Костромского округа № 2".

Установление профессиональной образовательной организацией особого порядка освоения дисциплины «Физическая культура и спорт»

Для инвалидов и лиц с ОВЗ в академии устанавливается особый порядок освоения дисциплины «Физическая культура и спорт». В зависимости от рекомендации медико-социальной экспертизы преподавателем дисциплины «Физическая культура и спорт» разрабатывается на основании соблюдения принципов здоровьесбережения и адаптивной физической культуры комплекс специальных занятий, направленных на развитие, укрепление и поддержание здоровья.

Дополнительная информация

Портал информационной поддержки инклюзивного высшего образования: http://ivo.mininuniver.ru/.

Портал информационной и методической поддержки инклюзивного среднего профессионального образования:http://spo.wil.ru/