Г.К. НУРЛЫБАЕВА


Нурлыбаева Гулия Кубейсиновна, кандидат педагогических наук, сотрудник отдела научной информации Научного центра Академии управления МВД России, член Союза переводчиков России.


Сегодня проблема борьбы с экстремизмом выступает на первый план в деятельности полиции многих стран. Это обусловлено широким распространением таких проявлений экстремизма, как терроризм, преступления, совершаемые по мотивам национальной, расовой или религиозной вражды, угроза общественной безопасности, нарушение общественного порядка, дестабилизация нормальной жизни граждан. И если в прошлом веке существовали отдельные регионы, в которых угроза терроризма и экстремизма была повышенной, например Ближний Восток, Северная Ирландия, то теперь такое явление, как экстремизм, затронуло практически все страны.

Президент Российской Федерации, Председатель Совета Безопасности Российской Федерации Д.А. Медведев 12 мая 2009 г. подписал Указ N 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года <1>, в которой экстремистская деятельность названа в числе основных угроз общественной безопасности России. Выступая на расширенной Коллегии МВД РФ 22 марта 2011 г., Президент РФ отметил, что в России в 2010 г. "число преступлений экстремистского характера увеличилось на 20 процентов" <2>.

--------------------------------

<1> См.: Указ Президента Российской Федерации от 12 мая 2009 г. N 537 об утверждении Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 г.

<2> Российская газета. 2011. 23 марта. N 5436(60).


Особенно опасной проблема экстремизма стала в связи с вовлечением в экстремистскую деятельность широких слоев молодежи. Проблема молодежного экстремизма и протестных движений молодежи в XXI в. занимает заметное место в общественно-политической жизни многих стран, затрагивает интересы всех граждан. В России данный негативный феномен проявления крайне активной неприязни к людям другой этнической группы в настоящее время еще недостаточно исследован, поскольку воспитанная со времен СССР толерантность к лицам другой национальности, идеология братской дружбы всех народов большой страны до последнего времени не позволяли осознать всей глубины и масштабов проблемы. Не были выявлены основные причины возникновения молодежного экстремизма, его социальная база, его корни, и в силу этого меры его социальной и педагогической профилактики на настоящий момент нельзя считать достаточными. В России задачи противодействия молодежному экстремизму, которые должны решаться комплексно, на основе выработанной политики государства в данной области и усилий всех организаций и служб, работающих с молодежью, к сожалению, возлагаются в основном на российские правоохранительные органы, являясь, в частности, сферой деятельности российской полиции. Для российской полиции задача борьбы с молодежным экстремизмом выступила на первый план сравнительно недавно, в то время как во многих зарубежных странах эта проблема далеко не нова, способы ее решения основаны на определенных традициях и подходах. Именно поэтому, по нашему мнению, более пристального внимания со стороны российской полиции заслуживает зарубежный опыт борьбы с молодежным экстремизмом и протестными молодежными движениями, накопленный полициями разных стран.

При рассмотрении зарубежного опыта деятельности полиции по борьбе с экстремизмом стоит опираться на то общее, что обусловливает сходство имеющих экстремистскую направленность действий молодежи в различных странах, учитывать предпосылки и корни данной экстремистской деятельности. Следует отметить, что во всех странах основными факторами распространения экстремистских идей среди молодежи, а также основой экстремистской деятельности молодежи являются следующие факторы <3>:

--------------------------------

<3> См.: Беликов С.В., Литвинов С.М. Профилактика молодежного экстремизма органами местного самоуправления города Москвы // Инициативы XXI века. 2010. N 3. URL: http://www.im21.ru/?id=1083.


- смена стереотипов и образцов поведения, обусловленная сменой политических режимов и эпох;

- повышение степени этнического разнообразия и культурных различий среди населения каждой из стран, мобильность населения и молодежи;

- недостаточный уровень образования, который не обусловливает достаточной информированности о других этносах и культурах;

- изменение системы ценностей и идеалов, связанных с политикой современных государств;

- отсутствие должной поддержки института семьи, а также четкой и результативной молодежной политики государств;

- влияние СМИ на распространение экстремистских идей, пропаганда ксенофобии в СМИ.

Кроме этого, во всех странах социальной основой экстремизма молодежи являются проблемы в семье и бедность определенных слоев населения, жестокость и насилие в обществе, культ потребительства и грубой физической силы, культ вседозволенности и пренебрежения общепринятыми нормами морали. Тем не менее при общности корней экстремизма молодежи некоторые из стран подвержены выступлениям, криминальным проявлениям, всплескам насилия в обществе в меньшей степени, чем другие. Деятельность полиции в таких странах, по нашему мнению, заслуживает особого внимания. Российскими учеными-теоретиками и практиками полицейской деятельности опыт полиции тех стран, которые успешно борются с молодежным экстремизмом и имеют давние традиции предупреждения и предотвращения экстремистских проявлений в молодежной среде, должен рассматриваться в первую очередь.

К таким странам относится, например, Великобритания, опыт которой может оказаться полезным для российской полиции при решении ею правоохранительных задач противодействия экстремизму. Несомненно, зарубежный опыт не всегда может быть механически применен в российских условиях, однако, на наш взгляд, для новой российской полиции преодоление изоляционистских тенденций в ее деятельности по борьбе с молодежным экстремизмом и учет практики коллег из Великобритании должны оказаться плодотворными. Опыт Великобритании в данной области стоит изучить как можно полнее с тем чтобы, по возможности, адекватно применить его в практической деятельности российской полиции, а также использовать его при профессиональной подготовке сотрудников полиции. При этом не стоит пренебрегать даже рассмотрением каких-то малых конкретных действий полиции, на первый взгляд кажущихся несерьезными, если эти действия приводят к успеху, который конечно же должен быть впоследствии подтвержден доказательствами такого успеха, статистическими данными и общей оценкой уровня решения проблемы в стране.

В марте 2005 г. в Великобритании после длительных дебатов был принят Закон о предотвращении терроризма <4>, который касался и экстремистской деятельности в стране. Некоторые ученые, анализируя Закон Великобритании "О терроризме" <5>, полагали, что применение ряда его статей, предусматривающих арест и заключение под стражу, проведение допросов и обысков, объявление вне закона и высылку из страны, может повлечь нарушение положений Конвенции по защите прав и основных свобод человека <6>. Тем не менее данный Закон был утвержден. В рамках действия этого Закона в Великобритании после громких терактов в Лондоне в апреле 2007 г. с целью пресечения попытки распространения экстремистских идей, в частности радикального исламизма, была принята программа "Предупреждение насильственного экстремизма" (Preventing Violent Extremism) <7>. Эта программа основана на принципе "четырех "П" - предупреждение, преследование, протекция (защита. - Прим. пер.) и подготовка. В соответствии с данной программой Министерство внутренних дел представило в парламент Великобритании пакет мер по борьбе с экстремизмом, согласно которому правительство должно было закрыть въезд в Соединенное Королевство иностранцам, замеченным или подозреваемым в экстремизме или пропаганде незаконных или общественно опасных действий <8>. В связи с тем что общественность Великобритании считала, что экстремистские идеи и взгляды завозятся в основном из-за рубежа, британские власти решили ужесточить правила въезда для иностранных граждан. Глава МВД Джеки Смит объявила, что намерена закрыть двери страны для всех, кто проповедует экстремистские взгляды. Новое законодательство поставило заслон перед заграничными неонацистами и другими экстремистами. За три года (2006 - 2009 гг.) въездную визу в Великобританию по этим основаниям не получили 230 человек, из них 80 были признаны религиозными экстремистами. Тем не менее, по мнению министра внутренних дел Великобритании, сквозь "сито" иммиграционного контроля по-прежнему проскальзывало немало желающих проповедовать радикальные идеи и вызывать беспорядки, в том числе и в молодежной среде. Следует отметить, что по сравнению с Грецией, Францией, Испанией и другими странами Европы уровень молодежного экстремизма в Великобритании достаточно низок, несмотря на этническое, политическое, социальное и культурное разнообразие молодежи страны, а также несмотря на тот факт, что в Великобритании находят убежище многие лидеры радикальных исламских организаций. Более столетия Великобритания весьма благосклонно относилась к иммигрантам. В середине XIX в. сюда перебрались сотни тысяч ирландцев. После Второй мировой войны население пополнили выходцы из бывших колоний - Индии, Пакистана, стран Карибского бассейна. Британцы радушно относились и к беженцам, подвергавшимся политическому преследованию у себя на родине.

--------------------------------

<4> См.: The UK Prevention of Terrorism Bill, adopted on the 24th of March, 2006.

<5> См.: The European Convention on Human Rights (ECHR), formally the Convention for the Protection of Human Rights and Fundamental Freedoms - drafted in 1950 by the Council of Europe.

<6> См.: UK Preventing Violent Extremism Programme, launched in April 2007.

<7> Пакет мер по борьбе с экстремизмом, представленный Министром внутренних дел Великобритании в Парламент 27 октября 2008 г.

<8> См.: Директива по борьбе с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах Великобритании, 2006 г.


Но к началу нового века количество гостей страны стало вызывать тревогу. По данным национального бюро статистики, с 1997 по 2006 г. число иммигрантов (исключая тех, кто приезжает из стран ЕС) составило около 2 млн. человек, что явилось значительной цифрой для 60-миллионной Великобритании. И хотя иммигранты, безусловно, способствовали развитию экономики, в некоторых регионах Соединенного Королевства они заметно увеличили нагрузку на социальные службы: медицинское обслуживание, систему образования, осложнилась ситуация в сфере бесплатного жилья. Беспокойство части населения поддержали общественные организации, политические партии и правительство. Ныне число желающих получить право жить и работать в Великобритании значительно сократилось благодаря системе отбора по баллам. Данная система позволяет принимать только тех, кто обладает образованием, опытом и навыками, в которых нуждается страна. Заботясь о соблюдении прав человека, парламентская оппозиция встретила инициативу по контролированию приезжих с недоверием. Председатель комиссии по равноправию и правам человека Тревор Филипс отметил, что необходимо всерьез озаботиться тем, как повысить уровень образования молодых людей, как усилить их заинтересованность в поиске хорошей работы. По мнению депутата парламента от Консервативной партии Патрика Мерсера, поставить эффективный кордон на границе вряд ли удастся, а силы нужно концентрировать на тех, кто ведет подпольную подрывную и агитационную работу в общинах, именно их надо выявлять и удалять из страны на основании конкретных улик. При этом соответствующая задача была поставлена сотрудникам полиции Великобритании. В целях борьбы с молодежным экстремизмом Правительство Великобритании в 2006 г. издало специальную директиву по борьбе с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны <9>. В ноябре 2010 г. власти Великобритании акцентировали свое внимание на борьбе с активной деятельностью экстремистов в Интернете <10>.

--------------------------------

<9> См.: Выступление 14 ноября 2007 г. в Парламенте Великобритании премьер-министра Гордона Брауна о борьбе с экстремизмом в Интернете.

<10> Сайт полиции графства Суррей, Великобритания, страница "Prevent Violent Extremism". URL: http://www.surrey.police.uk/safety/prevent.asp.


При ознакомлении с документами, касающимися деятельности полиции Соединенного Королевства по предотвращению и пресечению экстремистской деятельности, и при просмотре ряда сайтов, принадлежащих отделениям полиции Великобритании, автор обратил внимание на следующий факт. Борьба с молодежным экстремизмом, имеющая в основном превентивный характер, часто ведется не столько глобально, сколько "точечно" и "прицельно": в этой борьбе задействованы небольшие полицейские подразделения графств, отдельных городов и небольших поселений. Полиция обращает внимание на тех, кто ведет подпольную подрывную и агитационную работу в общинах, выявляет случаи подготовки к экстремистской деятельности, анализирует улики, о которых сообщает население.

Рассмотрим в качестве примера сайт полиции графства Суррей (Великобритания). Целая страница сайта посвящена обзору стратегии деятельности полиции графства Суррей по предотвращению экстремизма в обществе. Сайт ценен тем, что на нем регулярно осуществляется предоставление конкретной информации о том, как отдельные граждане - члены местного сообщества могут помочь полиции в ликвидации угроз терроризма и экстремизма. На сайте указано, что стратегией борьбы с терроризмом и экстремизмом в стране является стратегия их предотвращения, провозглашенная Правительством Соединенного Королевства. Отмечается, что Великобритания постоянно сталкивается с сохраняющейся угрозой международного и внутреннего терроризма и экстремизма. Стратегия предотвращения экстремизма направлена на то, чтобы сорвать планы экстремистских организаций, действующих в общинах. На сайте отмечается, что экстремизм, несущий угрозу насилия, может зародиться в любом сообществе и может быть обусловлен широким спектром различных причин. Хотя для Великобритании все еще, несомненно, представляет собой угрозу исламистский экстремизм, вдохновленный Аль-Каидой, стратегия предупреждения экстремизма также направлена на борьбу с другими видами экстремизма и их угрозами. Предотвращение угроз экстремизма ориентировано на сохранение общественной безопасности в конкретных общинах, графствах, городах и поселках Великобритании, а следовательно, обусловлено деятельностью множества групп населения, имеющих влияние на местном уровне. Полиции графства Суррей удобно работать с ограниченным числом групп населения, в которые входят организации - партнеры полиции, оказывающие услуги гражданам в случае чрезвычайной ситуации, различные Советы граждан и органы местного самоуправления, группы работников местных предприятий и группы добровольцев. Каждая из этих групп играет свою инструментальную роль в мониторинге устойчивости местных общин к угрозе экстремизма. Кроме того, представители общественности также могут играть чрезвычайно важную роль в предотвращении создания экстремистских групп, действующих в их общинах. Часто обычные граждане могут лучше, чем представители групп и объединений граждан, заметить потенциальные угрозы экстремистской деятельности и ведущие к экстремизму события, происходящие в их собственной общине, а также выявить различные формы подготовки к экстремистской деятельности. На сайте полиции графства Суррей указано, что некоторые виды деятельности молодежи, замечаемые населением, можно рассматривать как подготовку к экстремистской деятельности. К ним относятся:

- распространение листовок или плакатов, на которых отображается информация, связанная с призывами к осуществлению насильственных действий;

- распространение сообщений экстремистской направленности через Интернет;

- доступ к экстремистским форумам или сайтам в интернет-кафе;

- заседание экстремистской группы в помещениях, принадлежащих общине или в общинных центрах;

- просмотр террористических или экстремистских рекламных роликов, призывающих к насильственной деятельности и т.д.

Данный список, конечно, не является исчерпывающим. Все инциденты, связанные с приготовлением к экстремистским действиям, не остаются без внимания населения, и информирование полиции о них происходит посредством телефонных звонков на полицейский номер, указанный на сайте полиции графства Суррей, либо сообщением по электронной почте - электронный адрес полиции также указан на сайте. Знаменательно то, что в электронном адресе Prevent@surrey.pnn.police.uk есть слово "prevent", что означает "предотвращение", т.е. прямо указана цель связи с полицией, а именно предотвращение экстремистской, террористической и насильственной деятельности жителей и гостей города, включая и молодежную среду. На других сайтах полицейских отделений Великобритании также содержится сходная информация для граждан, позволяющая своевременно распознавать угрозы экстремизма и противодействовать им адекватным образом.

Итак, в Великобритании борьба с молодежным экстремизмом ведется как на общегосударственном, так и на общественном уровне. Особая роль в противодействии молодежному экстремизму отводится полиции. Особенностями борьбы с молодежным экстремизмом со стороны полиции и государства в Великобритании являются:

а) превентивный характер борьбы с молодежным экстремизмом, как со стороны государства, так и со стороны полиции Великобритании;

б) широкое привлечение к этой борьбе местных сообществ и населения и участие полиции Великобритании в консолидации общественности в данной борьбе;

в) борьба с пропагандой и распространением экстремизма в университетах и колледжах страны;

г) борьба с активной деятельностью экстремистов в Интернете.

Координатором и активным участником борьбы с молодежным экстремизмом при этом является полиция Великобритании на уровне местных отделений полиции, что вносит в эту борьбу осуществление сетевого принципа, обеспечивая ее успешность. Возможно, данные принципы организации борьбы с молодежным экстремизмом, и в первую очередь ее превентивный характер и широкое сотрудничество с населением, и являются причиной успешной профилактики молодежного экстремизма в Великобритании и могут быть использованы полицией России для решения задач противодействия молодежному экстремизму.